МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

📚

РИСКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ УЧЕБНОГО ГОДА


В настоящее время одной из актуальных проблем, встающих перед специалистами в области душевного здоровья, является проблема суи­цидального поведения, особенно в подростковой среде. Сочетание внешних нарастающих проблем и внутренней нестабильности, неспособность справиться со стрессовыми сложными ситуациями приводит к социальной и психологической дезадаптации несовершеннолетних, что может способствовать аутоагрессивному подростков и, в конце концов, совершению самоубийства. Об основных аспектах и факторах риска суицидального поведения нам рассказала методолог Департамента общественных связей и методического сопровождения профилактической деятельности АНО «ЦИСМ» Тычинина Мария.


— Какие факторы оказывают наибольшее влияние на развитие суицидального поведения у подростков?


Суицидальное поведение является биопсихосоциальным феноменом. При этом самоубийство – это психологическая проблема и следствие социальной дезадаптации, а не душевное расстройство: согласно исследованиям, более 80% людей, совершающих суицидальные попытки, физически и психически здоровы.


●     К биологическим предпосылкам суицидального поведения относят конституциональные факторы (тип реактивного поведения в стрессовых ситуациях и способность сопротивляться стрессу, особенности метаболизма и центральной нервной системы); некоторые психические расстройства; эмоциональные нарушения, депрессию; аддикции и последствия приема лекарственных средств.


●     Психологическими факторами являются приобретенная восприимчивость (накопление на протяжении жизни психотравмирующих событий); мотивационные особенности (месть близким, избавление близких от «обузы», самонаказание, непреодолимое чувство вины, невыносимое чувство душевной боли и желание избавиться от неё, страх и избегание наказания, поиск помощи, стремление решить проблему), дисфункциональные когнитивные схемы и убеждения, способствующие возникновению чувства безнадежности, позитивному отношению к смерти, искажению защитных реакций личности (избегающий копинг), возникновению внутриличностных конфликтов.


●     В качестве социальных факторов выступают нарушение системы межличностного общения и наличие конфликтов во взаимоотношениях со значимыми людьми; отвержение группой сверстников, травля (в том числе в социальных сетях) и социальная изоляция; неразделенная любовь при фиксации на межличностной сфере; резкое изменение социального окружения или уклада жизни; объективно тяжелая жизненная ситуация; наличие дисфункциональной семейной системы и неадаптивных особенностей воспитания, депрессии и аддикции в анамнезе родителей; наличие случая суицида или его попытки в семье или ближайшем окружении, влияние ролевых моделей (в том числе из информационной среды) и эффекта Вертера; дисфункциональные нарушения ролевого поведения, чувство «инаковости».


К сожалению, с началом учебного года в СМИ вновь появились трагические сообщения о подростковых суицидах, вызванных нежеланием начинать учебу, контактировать с одноклассниками и учителями.


— Существует ли зависимость суицидальной активности от определенного времени года?


Исследования сезонности суицидального поведения в мире показывают противоречивую статистику в зависимости от географического положения, длины светового дня, средней сезонной температуры, влияющих на биоритмы человека и гормональную систему. В России увеличение суицидальной активности фиксируется в теплое время года с апреля по октябрь, а пик наблюдается в июле: в это время повышается уровень агрессивности и самоповреждающие тенденции. Вопреки расхожему мнению о связи осенней депрессии с суицидальным поведением, в ноябре, а также декабре, январе и феврале наблюдается снижение статистики самоубийств.


Однако некоторые даты могут иметь символическое значение для суицидальных попыток — связанные с концом какого-либо жизненного периода (периоды около 1 сентября, Нового Года, дня рождения, последнего звонка, выпускного), со значимыми событиями или людьми. Поэтому следует уделять особое внимание подросткам в обозначенные периоды, прислушиваться к ним, проявлять заботу и поддержку. Люди с суицидальным риском склонны прямо или косвенно сообщать окружающим о важных для себя датах и своих намерениях.


— Как влияет на подростков период начала учебы после каникул?


Смена привычного жизненного уклада несет стресс, который возрастает на фоне изменений от «лучших» условий к «худшим». Поэтому период выхода с каникул, особенно продолжительных, в учебную среду является уязвимым. При истощенных компенсаторных возможностях могут актуализироваться неадаптивные реактивные стратегии. Кроме того, вынужденно меняется режим сна, что усиливает дезадаптацию на уровне организма. Нивелировать данный фактор стресса помогает снижение академической нагрузки на детей в первые учебные недели для плавного вхождения в ритм.


— Что такое академический стресс?


Мониторинг новостных источников за последний год позволил выявить, что довольно часто подростковые суицидальные попытки и завершенные суициды связаны со страхом перед экзаменами, контрольными работами, пересдачами, началом нового учебного года. Родителям и учителям важно создать благоприятный психологический настрой подросткам перед контрольными и итоговыми проверочными работами, ОГЭ и ЕГЭ, в период ожидания результатов экзаменов и поступления в вуз/колледж: снизить воспринимаемую важность данных событий, поставить приоритет здоровья и благополучия выше академической успеваемости, подчеркнуть, что любую неудачу можно исправить (и неоднократно).


— Могут ли конфликтные ситуации, возникающие в школе, подтолкнуть подростка к мыслям о совершении суицида?


Для людей в возрасте до 18 лет неприятие группой сверстников, устойчивые межличностные конфликты, неразделенная любовь могут стать критическими факторами. Подростков характеризует стремление к познанию мира и себя, к самоутверждению в группе, к достижению суверенитета от взрослых. Фрустрация этих потребностей провоцирует различные стрессовые и депрессивные состояния, которые могут привести к кризису, повышают риск суицида.


Структуру общения ребенка и риск социальной изоляции можно выявить на уроках, классных часах, совместных внеклассных мероприятиях, в проектной деятельности – всех видах активности, когда дети самоорганизуются в группы или диады. Родителям рекомендуется внимательно наблюдать за настроением ребенка по возвращении из школы.


Учитель — это «властная фигура», противостоять которой самостоятельно ребенок не в силах, особенно в условиях психологического давления. Поэтому учителям следует не злоупотреблять своими полномочиями, стремиться создавать благоприятный климат в классе; подавать корректную обратную связь (не обесценивать личность при неудачах, а указывать на то, как можно улучшить результат деятельности). Кроме того, в периоды адаптации к учебе рекомендуется снизить нагрузку на детей и смягчить требования.


Если возникают конфликтные взаимодействия с учителем, родителям важно оказывать поддержку ребенку, не оставлять его в таких ситуациях одного, попытаться выяснить причины и способствовать разрешению противоречий.


— А если у ребенка возникают проблемы с успеваемостью?


Негативная реакция родителей на неуспеваемость ребенка не повышает его мотивацию к учебе, а увеличивает тревожность. Лишение гаджетов и компьютера за «плохие оценки» — жесткий способ воспитания, который расценивается ребенком как наказание, несоразмерное оплошности. Вместо этого рекомендуется формировать у ребенка умение правильно ставить цели (учеба — не самоцель, а лишь одна из профессиональных ступеней в жизни), интерес к учебе, а не страх неудач.


Учитель, со своей стороны, чтобы минимизировать негативную реакцию родителей на «двойки» / «тройки», может давать первичную обратную связь не в форме оценок, а в форме комментариев, предоставляя ребенку попытку исправить неудавшееся задание: таким образом нивелируется ощущение «неизбежного краха» в случае ситуативной неудачи. И родителям, и учителям важно быть на стороне ребенка, а не против него, когда он сталкивается с академическими или жизненными трудностями.


— Как родители и школа могут предотвратить риски суицидального поведения у подростков?


Подростки с адекватной семейной, дружеской и наставнической поддержкой менее подвержены риску суицидальных попыток. Образовательные учреждения являются наиболее важным инструментом распространения знаний о здоровье и принятия превентивных мер. Школа является местом, где подростки проводят большую часть своего времени, привычным для подростка контекстом для обсуждения серьезных вопросов, оптимальным местом для реализации мер по раннему выявлению риска суицида среди молодых людей, основным учреждением в области развития личности и здорового образа жизни. Лучшим способом предупреждения подростковых самоубийств является системная работа учителей, школьных психологов, школьного медицинского персонала, социальных работников и служб в сотрудничестве с родительским сообществом.

ЭМОЦИИ И РАЗУМ. КАК НАУЧИТЬ ПОДРОСТКА САМОКОНТРОЛЮ?

По данным ВОЗ, каждый седьмой подросток в возрасте 10–19 лет в мире страдает психическими расстройствами. Дети особенно уязвимы для таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, трудности в учёбе, рискованные формы поведения. При этом на психическое здоровье напрямую влияет умение управлять своими эмоциями.

Можно ли научить подростка осознанной саморегуляции и как отличить возрастную импульсивность от опасных эмоциональных проявлений, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказали кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права Наталья Богданович и доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии ФГБОУ ВО МГППУ Варвара Делибалт.   

– Почему для подростков характерно импульсивное поведение? Возможна ли эмоциональная стабильность в этом возрасте?

– В подростковом возрасте происходит развитие личности и становление характера. Для отрочества свойственен возрастной кризис, которому присущи негативизм, упрямство, протест-бунт, своеволие. Ребёнок в этот период ищет себя, получает опыт взросления, стремится к героическому и к риску. Отечественный психолог и педагог Лев Выготский описывал интересы подростка как ключ ко всей проблеме психологической жизни. Для детей в этом возрасте характерна некоторая импульсивность в поведении. Психолог XX века Лидия Божович говорила о том, что произвольность и контроль рождаются из импульсивности. И в онтогенезе мы видим, как к концу дошкольного возраста происходит овладение контролем и целенаправленностью, а к концу младшего школьного возраста появляются произвольность высших психических функций и познавательная рефлексия. Однако это еще не значит, что полностью сформирована сложная система регуляции и самоконтроля, правосознание. Ещё несколько лет уходит на развитие этих структур, включающих в себя не только контроль, но и планирование, программирование, гибкость, моделирование, оценивание последствий.

Неспроста нижний порог возраста уголовной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления – 14 лет, а полная уголовная ответственность наступает в 18. Если на протяжении дошкольного возраста ребёнок учится получать удовольствие от того, что он действует по правилу, в кризисе 7 лет он начинает осознавать последствия своего поведения для себя самого, а в подростковом возрасте на фоне развития личностной рефлексии и абстрактно-логического мышления происходит осознание последствий не только для себя, но и для другого человека, в юношестве – для общества.

Подростки могут проявлять неустойчивость как в поведении, так и в эмоциональных реакциях. В начале XX века американский психолог и педагог Стенли Холлом описал эту особенность отрочества как амбивалентность, то есть двойственность переживаний и некоторую лабильность. Ведь в этот период молодой человек открывает в себе новые грани эмоций и их глубину, иначе учится смотреть на себя и других. Подростковый возраст является трудным в первую очередь для самого ребёнка. Чем старше становится подросток, тем больше стабилизируются его поведение и эмоциональные проявления.

– Где грань между подростковой импульсивностью и опасными эмоциональными перепадами?

– Это сложный вопрос, поскольку подразумевает в каждом конкретном случае, вызывающем тревогу и опасения окружающих, анализ развития, индивидуально-психологических особенностей, факторов риска, уязвимости и ресурсов развития подростка. В первую очередь важно понять, насколько импульсивное поведение и эмоциональные перепады дезориентируют молодого человека, усложняют его социальное функционирование, связаны со степенью опасности. Здесь уместно применить критерии психической нормы – адекватность, продуктивность, критичность и обучаемость (не только в познавательном смысле, но и способность переносить опыт в разные жизненные пространства). Более того, когда мы говорим о риске формирования девиантного поведения, то обычно имеем дело с полифакторной моделью, а в поведении – с сочетанием разных признаков.

Для специалистов системы образования мы разработали Навигатор профилактики и памятки по различным видам отклоняющегося поведения. Если у подростка есть девиантные проявления, сложные эмоциональные переживания, то его поведение оценивается как трудное или опасное не только взрослыми, но и сверстниками. Это важные сигналы о том, что он нуждается в профессиональной помощи и поддержке. И конечно, эта помощь должна оказываться в сотрудничестве с семьёй.

– От чего зависит умение подростка контролировать свои эмоции?

– Самоконтроль в подростковом возрасте зависит от очень многих факторов. Например, от того, насколько эти умения сформировались в предыдущий период, когда ребёнок, будучи учащимся младших классов, должен выйти на определённый уровень произвольности. Но если в младшем возрасте очень важно влияние взрослых, то в подростковом периоде он постепенно отстраняется от контроля взрослых. Особое значение имеет сама ситуация, в которой находится тинейджер. Учитывая, что в данном возрасте сверстники начинают приобретать важную роль, то и проблемы, возникающие в общении с ними, становятся значимыми. Также регуляция эмоций может зависеть от норм, принятых в группе сверстников. И еще один немаловажный фактор – это использование различных гаджетов, что может приводить к нарушению эмоциональной регуляции из-за переутомления и формированию зависимости.

– Что необходимо делать родителям для развития у ребёнка навыков самоконтроля?

– В первую очередь родителям необходимо принять то, что ребёнок меняется, взрослеет. Сейчас много говорят о важной роли родителей в развитии детей, но нужно обратить внимание на то, что и взрослый нуждается в помощи. Ведь проблемы детей существенно отражаются на их родителях и не всегда понятно, где найти силы для помощи себе и ребёнку. Поэтому в трудный период можно и нужно обращаться за профессиональной поддержкой. Ведь для развития навыков самоконтроля у ребёнка важно и то, как владеет ими взрослый, как реагирует на сложные ситуации. Эмоциональная реакция на сложности естественна, однако человек может управлять собой с помощью волевой сферы.

– Какие упражнения наиболее эффективны для тренировки саморегуляции?

– Для обучения саморегуляции можно использовать упражнения по развитию эмоционального интеллекта (EQ). Именно они помогают научиться распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими. Также снять эмоциональное напряжение, справиться с перегрузками позволяет так называемая нейройога. Она способствует повышению работоспособности мозга, включает в себя дыхательные, двигательные и коммуникативные упражнения, которые ориентированы на понижение импульсивности и агрессивности. 

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Профилактика суицидального поведения среди подростков

По данным Всемирной организации здравоохранения, с 2019 года суицид является второй ведущей причиной смертности среди молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет. Подростки в силу своего возраста находятся в зоне риска. В этот период их эмоциональный фон наиболее чувствителен и подвержен влияниям извне. И именно в это время родителям и учителям необходимо быть особенно внимательными к поведению ребёнка. Достаточно лишь проявлять участие и понимание, чтобы снизить риск возникновения суицидального поведения.

О том, с чего стоит начать и как правильно выстроить профилактическую работу с подростками, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала педагог-психолог, клинический психолог, аспирант кафедры юридической психологии и права МГППУ Ульяна Гриненко.

– Какие факторы влияют на развитие суицидального поведения у подростков?

– Если говорить о рисках суицидального поведения, то это проблема общественного здравоохранения во всём мире, не только в России. Самыми уязвимыми, конечно, являются подростки. Когда мы говорим о суицидальном поведении, стоит принимать во внимание биопсихосоциальную модель поведения. Это совокупность био-, психо- и социальных факторов, влияющих на личность подростка. Биофакторы – это пол, возраст, конституция тела, перенесённые заболевания. Психологические факторы – это личностные, когнитивные, аффективные, поведенческие особенности. Это те триггеры, которые влияют на развитие аутоагрессивного поведения подростка. Важную группу составляют социальные факторы – ближайшее окружение, атмосфера в семье, взаимоотношения с родителями, со сверстниками. Эти группы факторов составляют единую модель, которая обуславливает суицидальное поведение или в целом девиантное поведение.

Кроме того, у каждого подростка в этом возрасте наблюдается склонность к риску. Здесь мы говорим не только о суицидальном риске, а вообще о риске в целом. Выдающийся психолог Лев Семёнович Выготский выделял разные доминанты подросткового возраста – интересы, определяющие развитие подростка. Одна из таких – «доминанта романтика». Это значит, что подростки в силу своих возрастных факторов стремятся к рискованному поведению, к приключениям, к неизведанному, к героизму. Это также обуславливает отнесение подростка к группе риска.

– В чём заключаются этнические и региональные особенности суицидального дискурса?

– Как правило, регионы с повышенным уровнем солнечной активности меньше страдают от депрессий и других расстройств, соответственно, количество суицидов там существенно ниже. Если же рассматривать северные регионы, здесь население страдает повышенной депрессивностью, которая, как предполагается, может быть вызвана нехваткой витамина D. Там вопрос суицидального поведения стоит острее. Также играет роль экономическое благополучие региона и благополучие в целом. Это определяет удовлетворённость жизнью. Чем выше у человека субъективная удовлетворённость, тем меньше риск суицида. Кроме того, существуют и этнические факторы. Например, если говорить о религии, то она, с одной стороны, может выступать барьером, сдерживающим фактором, а с другой стороны – провоцирующим. В Японии, допустим, некоторое время присутствовала культура самоубийства, которая подкреплялась религиозными мотивами.

Стоит сказать и о сезонных факторах. Многим известен тот факт, что осенью и весной увеличивается количество случаев самоубийств. Связь между временем года и самоубийствами остается загадкой. Однако это также обусловлено личностными особенностями. Например, если у человека повышенная чувствительность, сниженный фон настроения, стресс, то осенне-весенние периоды будут выступать неким триггером для перемены в его состоянии.

– Какие существуют предпосылки для развития суицидального поведения?

– В качестве предпосылок мы можем говорить, например, о проблеме развития Я-идентичности подростка и роли «диффузной» идентичности в ее становлении. Невозможность достижения собственной идентичности может привести к неприспособленности, деперсонализации и отчуждённости, поэтому многие подростки могут броситься к «негативной» идентичности, что впоследствии может деструктивно повлиять на личность. Также предпосылками могут быть ситуации кризиса и стресса, неадекватная и неустойчивая самооценка, наличие депрессивной симптоматики, низкие показатели качества жизни, конфликты в ближайшем окружении, как со сверстниками (например, буллинг), так и с родителями.

Кроме того, общий информационный фон также может служить предпосылкой к суицидальному поведению. Здесь мы говорим о таком понятии, как «эффект Вертера», когда одно самоубийство провоцирует следующее за счёт того, что в СМИ очень активно освещают эту тему.

– Насколько серьёзна роль социальных сетей в развитии депрессивных и суицидальных состояний?

– Каждое явление нужно рассматривать с разных сторон. С одной стороны, социальные сети – это место, где подростки могут общаться, могут получать важную для них информацию, поддержку, когда она им необходима. Например, там есть группы, в которых подросток может получить помощь. С другой стороны, социальные сети могут, наоборот, возбуждать интерес к суицидам у подростков, даже у тех, кто этим раньше не интересовался.

– По каким маркерам можно определить, что ребёнок попал в группу риска?

– Здесь все маркеры стоит рассматривать в комплексе. Это наличие кризисной ситуации, депрессивного фона, тяжёлая конфликтная психологическая атмосфера, склонность к потреблению психоактивных веществ, фиксация на неприятных переживаниях, подавленность, аффективная лабильность, неадекватная самооценка. Если какие-то из этих маркеров присутствуют, то это сигнал к тому, что родителям и учителям необходимо быть ещё более внимательными.

– Как правильно вести профилактическую работу в отношении подростков, находящихся в группе риска?

– В первую очередь это комплексное реагирование с целью предупреждения аутоагрессивного поведения. Должны быть скоординированы разные специалисты и ведомства. Кроме того, важно, чтобы у ребёнка всегда была возможность говорить о своих чувствах, взрослые не должны провоцировать его на то, чтобы он заглушал их, держал в себе, нельзя игнорировать ребёнка. Подростковый возраст – период, когда идёт становление самосознания и рефлексии, ребёнок имеет потребность высказаться, выразить себя. Поэтому для предотвращения суицидов в подростковой среде необходимо оказывать терапевтическую поддержку, подросток должен знать, что в любом случае ему есть куда пойти и к кому обратиться.

Родитель должен видеть в ребёнке субъект, а не пассивный объект, и относиться к нему как к личности, которая в силах сама себе помочь, но с родительской поддержкой. С самого начала нужно стремиться развивать в ребёнке жизнестойкость, направлять его на самопрезентацию и самораскрытие. Кроме того, подростковый возраст – это время бунта, и от того, насколько грамотно на этот бунт будут реагировать родители или другие взрослые, зависит то, как будет вести себя подросток в дальнейшем.

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.