ЭМОЦИИ И РАЗУМ. КАК НАУЧИТЬ ПОДРОСТКА САМОКОНТРОЛЮ?
По данным ВОЗ, каждый седьмой подросток в возрасте 10–19 лет в мире страдает психическими расстройствами. Дети особенно уязвимы для таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, трудности в учёбе, рискованные формы поведения. При этом на психическое здоровье напрямую влияет умение управлять своими эмоциями.
Можно ли научить подростка осознанной саморегуляции и как отличить возрастную импульсивность от опасных эмоциональных проявлений, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказали кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права Наталья Богданович и доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии ФГБОУ ВО МГППУ Варвара Делибалт.
– Почему для подростков характерно импульсивное поведение? Возможна ли эмоциональная стабильность в этом возрасте?
– В подростковом возрасте происходит развитие личности и становление характера. Для отрочества свойственен возрастной кризис, которому присущи негативизм, упрямство, протест-бунт, своеволие. Ребёнок в этот период ищет себя, получает опыт взросления, стремится к героическому и к риску. Отечественный психолог и педагог Лев Выготский описывал интересы подростка как ключ ко всей проблеме психологической жизни. Для детей в этом возрасте характерна некоторая импульсивность в поведении. Психолог XX века Лидия Божович говорила о том, что произвольность и контроль рождаются из импульсивности. И в онтогенезе мы видим, как к концу дошкольного возраста происходит овладение контролем и целенаправленностью, а к концу младшего школьного возраста появляются произвольность высших психических функций и познавательная рефлексия. Однако это еще не значит, что полностью сформирована сложная система регуляции и самоконтроля, правосознание. Ещё несколько лет уходит на развитие этих структур, включающих в себя не только контроль, но и планирование, программирование, гибкость, моделирование, оценивание последствий.
Неспроста нижний порог возраста уголовной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления – 14 лет, а полная уголовная ответственность наступает в 18. Если на протяжении дошкольного возраста ребёнок учится получать удовольствие от того, что он действует по правилу, в кризисе 7 лет он начинает осознавать последствия своего поведения для себя самого, а в подростковом возрасте на фоне развития личностной рефлексии и абстрактно-логического мышления происходит осознание последствий не только для себя, но и для другого человека, в юношестве – для общества.
Подростки могут проявлять неустойчивость как в поведении, так и в эмоциональных реакциях. В начале XX века американский психолог и педагог Стенли Холлом описал эту особенность отрочества как амбивалентность, то есть двойственность переживаний и некоторую лабильность. Ведь в этот период молодой человек открывает в себе новые грани эмоций и их глубину, иначе учится смотреть на себя и других. Подростковый возраст является трудным в первую очередь для самого ребёнка. Чем старше становится подросток, тем больше стабилизируются его поведение и эмоциональные проявления.
– Где грань между подростковой импульсивностью и опасными эмоциональными перепадами?
– Это сложный вопрос, поскольку подразумевает в каждом конкретном случае, вызывающем тревогу и опасения окружающих, анализ развития, индивидуально-психологических особенностей, факторов риска, уязвимости и ресурсов развития подростка. В первую очередь важно понять, насколько импульсивное поведение и эмоциональные перепады дезориентируют молодого человека, усложняют его социальное функционирование, связаны со степенью опасности. Здесь уместно применить критерии психической нормы – адекватность, продуктивность, критичность и обучаемость (не только в познавательном смысле, но и способность переносить опыт в разные жизненные пространства). Более того, когда мы говорим о риске формирования девиантного поведения, то обычно имеем дело с полифакторной моделью, а в поведении – с сочетанием разных признаков.
Для специалистов системы образования мы разработали Навигатор профилактики и памятки по различным видам отклоняющегося поведения. Если у подростка есть девиантные проявления, сложные эмоциональные переживания, то его поведение оценивается как трудное или опасное не только взрослыми, но и сверстниками. Это важные сигналы о том, что он нуждается в профессиональной помощи и поддержке. И конечно, эта помощь должна оказываться в сотрудничестве с семьёй.
– От чего зависит умение подростка контролировать свои эмоции?
– Самоконтроль в подростковом возрасте зависит от очень многих факторов. Например, от того, насколько эти умения сформировались в предыдущий период, когда ребёнок, будучи учащимся младших классов, должен выйти на определённый уровень произвольности. Но если в младшем возрасте очень важно влияние взрослых, то в подростковом периоде он постепенно отстраняется от контроля взрослых. Особое значение имеет сама ситуация, в которой находится тинейджер. Учитывая, что в данном возрасте сверстники начинают приобретать важную роль, то и проблемы, возникающие в общении с ними, становятся значимыми. Также регуляция эмоций может зависеть от норм, принятых в группе сверстников. И еще один немаловажный фактор – это использование различных гаджетов, что может приводить к нарушению эмоциональной регуляции из-за переутомления и формированию зависимости.
– Что необходимо делать родителям для развития у ребёнка навыков самоконтроля?
– В первую очередь родителям необходимо принять то, что ребёнок меняется, взрослеет. Сейчас много говорят о важной роли родителей в развитии детей, но нужно обратить внимание на то, что и взрослый нуждается в помощи. Ведь проблемы детей существенно отражаются на их родителях и не всегда понятно, где найти силы для помощи себе и ребёнку. Поэтому в трудный период можно и нужно обращаться за профессиональной поддержкой. Ведь для развития навыков самоконтроля у ребёнка важно и то, как владеет ими взрослый, как реагирует на сложные ситуации. Эмоциональная реакция на сложности естественна, однако человек может управлять собой с помощью волевой сферы.
– Какие упражнения наиболее эффективны для тренировки саморегуляции?
– Для обучения саморегуляции можно использовать упражнения по развитию эмоционального интеллекта (EQ). Именно они помогают научиться распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими. Также снять эмоциональное напряжение, справиться с перегрузками позволяет так называемая нейройога. Она способствует повышению работоспособности мозга, включает в себя дыхательные, двигательные и коммуникативные упражнения, которые ориентированы на понижение импульсивности и агрессивности.
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
По данным Всемирной организации здравоохранения, с 2019 года суицид является второй ведущей причиной смертности среди молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет. Подростки в силу своего возраста находятся в зоне риска. В этот период их эмоциональный фон наиболее чувствителен и подвержен влияниям извне. И именно в это время родителям и учителям необходимо быть особенно внимательными к поведению ребёнка. Достаточно лишь проявлять участие и понимание, чтобы снизить риск возникновения суицидального поведения.
О том, с чего стоит начать и как правильно выстроить профилактическую работу с подростками, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала педагог-психолог, клинический психолог, аспирант кафедры юридической психологии и права МГППУ Ульяна Гриненко.
– Какие факторы влияют на развитие суицидального поведения у подростков?
– Если говорить о рисках суицидального поведения, то это проблема общественного здравоохранения во всём мире, не только в России. Самыми уязвимыми, конечно, являются подростки. Когда мы говорим о суицидальном поведении, стоит принимать во внимание биопсихосоциальную модель поведения. Это совокупность био-, психо- и социальных факторов, влияющих на личность подростка. Биофакторы – это пол, возраст, конституция тела, перенесённые заболевания. Психологические факторы – это личностные, когнитивные, аффективные, поведенческие особенности. Это те триггеры, которые влияют на развитие аутоагрессивного поведения подростка. Важную группу составляют социальные факторы – ближайшее окружение, атмосфера в семье, взаимоотношения с родителями, со сверстниками. Эти группы факторов составляют единую модель, которая обуславливает суицидальное поведение или в целом девиантное поведение.
Кроме того, у каждого подростка в этом возрасте наблюдается склонность к риску. Здесь мы говорим не только о суицидальном риске, а вообще о риске в целом. Выдающийся психолог Лев Семёнович Выготский выделял разные доминанты подросткового возраста – интересы, определяющие развитие подростка. Одна из таких – «доминанта романтика». Это значит, что подростки в силу своих возрастных факторов стремятся к рискованному поведению, к приключениям, к неизведанному, к героизму. Это также обуславливает отнесение подростка к группе риска.
– В чём заключаются этнические и региональные особенности суицидального дискурса?
– Как правило, регионы с повышенным уровнем солнечной активности меньше страдают от депрессий и других расстройств, соответственно, количество суицидов там существенно ниже. Если же рассматривать северные регионы, здесь население страдает повышенной депрессивностью, которая, как предполагается, может быть вызвана нехваткой витамина D. Там вопрос суицидального поведения стоит острее. Также играет роль экономическое благополучие региона и благополучие в целом. Это определяет удовлетворённость жизнью. Чем выше у человека субъективная удовлетворённость, тем меньше риск суицида. Кроме того, существуют и этнические факторы. Например, если говорить о религии, то она, с одной стороны, может выступать барьером, сдерживающим фактором, а с другой стороны – провоцирующим. В Японии, допустим, некоторое время присутствовала культура самоубийства, которая подкреплялась религиозными мотивами.
Стоит сказать и о сезонных факторах. Многим известен тот факт, что осенью и весной увеличивается количество случаев самоубийств. Связь между временем года и самоубийствами остается загадкой. Однако это также обусловлено личностными особенностями. Например, если у человека повышенная чувствительность, сниженный фон настроения, стресс, то осенне-весенние периоды будут выступать неким триггером для перемены в его состоянии.
– Какие существуют предпосылки для развития суицидального поведения?
– В качестве предпосылок мы можем говорить, например, о проблеме развития Я-идентичности подростка и роли «диффузной» идентичности в ее становлении. Невозможность достижения собственной идентичности может привести к неприспособленности, деперсонализации и отчуждённости, поэтому многие подростки могут броситься к «негативной» идентичности, что впоследствии может деструктивно повлиять на личность. Также предпосылками могут быть ситуации кризиса и стресса, неадекватная и неустойчивая самооценка, наличие депрессивной симптоматики, низкие показатели качества жизни, конфликты в ближайшем окружении, как со сверстниками (например, буллинг), так и с родителями.
Кроме того, общий информационный фон также может служить предпосылкой к суицидальному поведению. Здесь мы говорим о таком понятии, как «эффект Вертера», когда одно самоубийство провоцирует следующее за счёт того, что в СМИ очень активно освещают эту тему.
– Насколько серьёзна роль социальных сетей в развитии депрессивных и суицидальных состояний?
– Каждое явление нужно рассматривать с разных сторон. С одной стороны, социальные сети – это место, где подростки могут общаться, могут получать важную для них информацию, поддержку, когда она им необходима. Например, там есть группы, в которых подросток может получить помощь. С другой стороны, социальные сети могут, наоборот, возбуждать интерес к суицидам у подростков, даже у тех, кто этим раньше не интересовался.
– По каким маркерам можно определить, что ребёнок попал в группу риска?
– Здесь все маркеры стоит рассматривать в комплексе. Это наличие кризисной ситуации, депрессивного фона, тяжёлая конфликтная психологическая атмосфера, склонность к потреблению психоактивных веществ, фиксация на неприятных переживаниях, подавленность, аффективная лабильность, неадекватная самооценка. Если какие-то из этих маркеров присутствуют, то это сигнал к тому, что родителям и учителям необходимо быть ещё более внимательными.
– Как правильно вести профилактическую работу в отношении подростков, находящихся в группе риска?
– В первую очередь это комплексное реагирование с целью предупреждения аутоагрессивного поведения. Должны быть скоординированы разные специалисты и ведомства. Кроме того, важно, чтобы у ребёнка всегда была возможность говорить о своих чувствах, взрослые не должны провоцировать его на то, чтобы он заглушал их, держал в себе, нельзя игнорировать ребёнка. Подростковый возраст – период, когда идёт становление самосознания и рефлексии, ребёнок имеет потребность высказаться, выразить себя. Поэтому для предотвращения суицидов в подростковой среде необходимо оказывать терапевтическую поддержку, подросток должен знать, что в любом случае ему есть куда пойти и к кому обратиться.
Родитель должен видеть в ребёнке субъект, а не пассивный объект, и относиться к нему как к личности, которая в силах сама себе помочь, но с родительской поддержкой. С самого начала нужно стремиться развивать в ребёнке жизнестойкость, направлять его на самопрезентацию и самораскрытие. Кроме того, подростковый возраст – это время бунта, и от того, насколько грамотно на этот бунт будут реагировать родители или другие взрослые, зависит то, как будет вести себя подросток в дальнейшем.